Готовность к школе является последовательным процессом развития навыков у детей, а не просто набором действий, с помощью которых ребенок должен научиться «чем-то». Учеба, как принципиально новая форма деятельности достаточно сильно отличается от всего того, что приходилось делать в детском саду, на прогулках с родителями и т.д. Школа уже заранее предъявляет определенные требования к будущему ученику, которые следует соблюдать и выполнять на протяжении всего процесса обучения.
Интеллектуальная подготовка
Готовность к школьному обучению заключается не только в количественном запасе знаний и представлений о мире, но и в уровне развития познавательных процессов. Поэтому бесцельное заучивание каких-либо географических названий или повторение стихов без понимания зачем и для чего не определяет точку развития. Используя теоретическую базу психологической науки, следует уточнить, что в подобную готовность входят: понимание смысла учебных задач, осознанное выполнение действий, которые требуются от предмета изучения, навыки самоконтроля и самооценки. Все эти умения и навыки определяют уровень адаптации и будущей успешности в школьном обучающем процессе.
Эмоциональная подготовка
Данная часть готовности представляет собой совокупность качеств, позволяющих преодолевать неуверенность в себе, сложности в решении задач и своего состояния при неудачах. Развитие и стабилизация эмоционального состояния детей – залог уверенности в себе, умения справляться со сложившейся ситуацией без повышенной агрессии, демонстративного избегания и погружения в себя. Неравномерность и несоответствие эмоциональных реакций часто осложняют как сам процесс обучения ребенка, так и его взаимоотношения с коллективом класса и учителями. Если случается, что ребенок знает ответ на вопрос в задаче, хочет высказаться, но вместо него спрашивают другого, то в ситуации эмоциональной нестабильности может возникнуть мысль, что «зачем стараться, если это не оценят», что является точкой запуска проблем в обучении.
Социально-психологическая подготовка
Этот аспект в достаточной степени переплетается с эмоциональной стороной общего состояния. Школа становится первым серьезным этапом, в котором ребенок сталкивается с установленными правилами (точное время урока, повыведенные на переменах, общение с учителями), таким образом он больше не может ориентироваться только на свои собственные желания, ведь есть интересы других участников образовательного процесса. Для продуктивной работы и успешности в обучении предстоит освоить достаточно большой объем правил, где нужно слушать других, ждать своей очереди. Очень важно то, что чувство принадлежности к какой-либо группе со своими правилами и структурой, в данном случае, классу, является основной потребностью в развитии человека.
Мотивационная подготовка
Психологические особенности подготовки детей к школе так же включают в себя мотивацию. Это непосредственно само желание посещать школьные уроки, получать новые знания, стремление быть учеником, то есть участником сей деятельности, которая происходит в рамках школы. В детском возрасте познавательная потребность, в норме, является двигателем развития личности. Сложности в начальной школе в большинстве своем испытывают те дети, у которых заранее не было сформировано желание обучаться, думать, решать задачи вне контекста игровых действий, которые должны были происходить до момента поступления в первые классы.
Таким образом, такой параметр как готовность ребенка к школе включает в себя достаточно большой и разносторонний объем работы, который следует проделать до момента начала обучения. В рамках нормативного развития ребенка какие-то компоненты не всегда могут присутствовать и для того, чтобы их приобрести команда Филобайта с радостью поможет Вам и вашим детям!
Автор:
Специалист МГМУ им И.М. Сеченова Клиническая психология
Максим Хохряков