Статьи

Как заставить ребенка учиться – советы психолога

Ребёнок пришел со школы, еще не успел поужинать, а уже закрывает дверь в комнату и садиться играть в компьютер. «Мам, ну чуть попозже!» — отвечает дочка на требование приняться за уроки. Ситуация повторяется изо дня в день, и, кажется, этому не наступит конец. Как выбраться из этого замкнутого круга? Как не сидеть с ребёнком за уроками каждый день допоздна и заставить его хорошо учиться в школе? Давайте разложим всё по полочкам: как справиться с этой ситуацией самостоятельно, и, как быть, если нужна экстренная помощь психологов нашего центра.

Почему ребенок не учится?

Причинами нежелания ребёнка учиться выступают самые разные факторы:

  • усталость после учебного дня;
  • желание пообщаться со сверстниками в соц. сети или через онлайн-игру;
  • желание отвлечься от уроков (представьте, он концентрировался на них 6-8 часов подряд);
  • сонливость и недосып (ежедневный ранний подъем);
  • усталость после физической нагрузки (если ребёнок посещает секцию);
  • несобранность;
  • незаинтересованность в уроках;
  • лень.

Лень определяется на последнем месте, так как именно она может быть следствием любого из ранее перечисленных факторов.

Делать ли уроки с ребенком?

Чувствуя свою ответственность за невыполненное домашнее задание ребёнка, родители нередко садятся его выполнять вместе с детьми или, в критических ситуациях, выполняют сами. Усталость после рабочего дня и чувство социальной ответственности могут негативно сказаться на психическом здоровье родителя: не имея времени для собственного отдыха, есть риск большого переутомления у родителей, и, вследствие, накопление негативных эмоций, «выход» которых может неприятно сказаться на окружающих людях, семье, в том числе и самом ребёнке. В определенный момент, ребёнку начинает казаться, что его выполненная домашняя работа нужна его родителю даже больше, чем ему самому.

Родительское стремление сделать, как лучше, также является обратной стороной медали. Родитель «вмешивается» в процесс выполнения домашних заданий ребёнком и требует от него максимального результата: аккуратного почерка, развёрнутого и структурированного ответа, отсутствия исправлений в тетради – только в «черновике» и др. Конечно, это приучает ребёнка в его стремлении «к прекрасному» и добросовестности выполнения, но, посмотрев объективно: возможно ли успевать учить все предметы на «отлично»? Более того, систематичная помощь не позволяет ребёнку приобрести уверенность в своих силах: каждый раз, когда он выполняет задание с кем-то, а не один, он ждёт подсказки от другого человека и не может полностью положиться на себя. Заставлять ребёнка учиться самостоятельно – означает помочь ему довериться себе и приобретать свой бесценный жизненный опыт, со своими ошибками и победами.

Можно и нужно ли заставлять ребенка учиться?

Говорят, глагол «учиться» – в переводе с русского на русский – означает «учить себя». И в этом лежит истина. Можно и нужно ли заставлять ребёнка учиться? Заставить – можно, но не на долгое время; а вдохновить учиться – можно навсегда. Подумайте над причиной нежелания вашего ребёнка приступать к заданиям. Нехватка мотивации к предмету? Учебник – давно не показатель «интересности» науки: какими бы замечательными не были книги, но иногда ребёнку стоит до них «дорасти», а как? Поход в Планетариум или совместный просмотр «крутого» документального фильма; прохождение предметной образовательной игры (много в App Store или Google Play), проведение домашней тематической вечеринки (например, семья – это космос, и каждый человек в нём – планета, и в течение вечера нужно узнать как можно больше фактов о каждой планете через стендапы и сценки). Придумайте конкурсы на решение уравнений и приятные бонусы – в случае победы: например, цифра в ответе уравнения равна кол-ву походов в кино всей семьёй в ближайший месяц или дней совместных походов в парк и др.

Важно само осознание ребёнка, зачем ему это нужно, и, не менее того, почему это увлекательно. Адаптируйте информацию для ребёнка, находя интересные мастер-классы для детей, экскурсии или видео. Давайте ребёнку время для отдыха и смены деятельности: на развитие его социальных навыков (общение с друзьями), любимое хобби, спортивное увлечение и дела по дому. Помогите ему осознать идею «маленьких шагов» при выполнении данных ему заданий: как уметь разбивать большую цель на маленькие цели, например, создав красочную доску со стикерами над рабочим столом ребёнка. Поощряйте его, как и за большие, так и за маленькие успехи, используя фразы: «я знала, что у тебя получится», «ты так хорошо постарался, тебе же нравится твой успех?».

Дайте ребёнку понять, что вы ему доверяете: и даже при его промахе или неудовлетворительной оценке, всегда верите в него, даёте второй шанс, не вешая «лейблы» – «какой ты ленивый / невнимательный / рассеянный» – или «я же тебе говорила?!…». И оказавшись одни со своими чувствами и недопониманиями, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту, ведь критическая ситуация может произойти со всеми, даже с самыми опытными и подготовленными. Вы всегда можете поделиться ситуацией с психологами центра «Филобайт» и получить не просто правильные советы её решения, а выстроить индивидуальную и грамотную траекторию общения со своим ребёнком в направлении к доверительному общению и успеху.

Автор:
Студент Московского государственного психолого-педагогического университета направления Педагогическая конфликтология
Анна Руденко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *