Вредными привычками у детей считаются те действия, которые по общественным или семейным нормам являются нежелательными в поведении ребенка. Принято считать, что это неосознанное явление и поэтому детям сложно их контролировать, так как он даже не обращает на это свое внимание. Какие бывают вредные привычки у детей? В группу, на первый взгляд, безобидных вещей входят: обгрызание ногтей, сосание пальцев, частое трение глаз, ковыряние в носу и др. Подобные явления часто могут быть сигналами о том, что человек переживает внутри себя какие-то проблемы, с которыми психика справляется в виде манипуляции с телом. Таким образом, ребенок нуждается в психологической помощи и поддержке.
Причины появления вредных привычек
Как и само по себе развитие психики, черт личности, так и нежелательные привычки подчинены влиянию со стороны окружающей среды. Все то, что он видит вокруг себя – является объектом изучения и безумно интересным для восприятия. И чаще всего рядом с собой он видит родителей, которым стремится подражать, так как это основной способ его развития. Наблюдая за тем, как мама или бабушка часто закручивают на палец себе волосы, ребенок может решить, что это интересная игра и в последствии подобное поведение рискует перейти в выдергивание у себя волос. Манипуляции с пальцами у взрослых, чаще всего хруст, дети могут воспринять как нечто интересное – их тело издает странные звуки, и они начинают пробовать делать то же самое. Фиксация внимания на руках способно привести к обгрызанию ногтей, выворачиванию пальцев. То есть если само действие вызывает значительный интерес или позитивные эмоции, то такое поведение закрепляется на бессознательном уровне.
Так же частой причиной возникновения нежелательных действий иногда вызывает тревожное состояние, характерное детскому возрасту – долгое отсутствие взрослого, неправомерное наказание или же отсутствие внимания со стороны близких в принципе. Небольшой перечень главных причин:
- проблемы в сфере физиологии или психологии;
- способ обращения внимания в свою сторону;
- желание снизить тревогу или развлечь;
- подражание людям старшего возраста или одноклассникам/одногруппникам.
Что делать родителям?
Важная часть предупреждения любого нежелательного поведения, болезни, ситуации – это первичная профилактика, то есть недопущения события, которое нужно избежать. Она включает в себя теоретический компонент о том, что такое вредная привычка, почему она сама по себе является плохой и почему так делать нельзя, а по-другому можно. Профилактика от подобных вещей так же представляет собой рассказы в виде сказки или выдуманной истории, в которой упоминается нежелательные поведенческие явления с объяснением их «вредности». Для того что бы полноценно понять, как избавиться от ненужных действий у детей, родителям самим нужно следить за правилами профилактических мер, которые применяются по отношению к растущему поколению.
Соблюдение правил для маленьких, как и для некоторых взрослых – не всегда простое дело, поэтому нужно не только подавать пример, но и самим понимать, что и за чем следует. Формат запрета в случае с привычками работает с точностью до наоборот – он усугубляет ситуацию. Избавиться от подобных заученных действий трудно, потому что такие действия приносят детям удовольствие и привлекают внимание взрослых, которого ему может не хватать. Запрет же – достаточно сильно эмоционально окрашенное событие в жизни ребенка, поэтому он может использоваться как способ обращения внимания.
Рекомендации психолога
Задача родителей быть наблюдательными по отношению к поведению своего чада и при появлении первых «сигналов» в виде вредных привычек, своевременно их устранять. Для этого стоит поддерживать контакт с учителями, если он учится в школе и воспитателями в детских садах, если еще маленький. Однако добиться желаемого не всегда в силах родителей и для того, чтобы сделать это грамотно и не портить отношения с ребёнком, повышая на него голос, стоит обратиться к психологам Филобайта. Консультация для родителей поможет более четко и структурировано помочь своим детям без лишних травм.
Автор:
Специалист МГМУ им И.М. Сеченова Клиническая психология
Максим Хохряков